воскресенье, 14 апреля 2013 г.

5 фактов о том, как не надо учить эстонский.

Чтобы научится читать и писать, ребенку требуется два-три года. Вождению автомобиля обучают за несколько месяцев. Для получения степени магистра в Эстонии после школы учатся пять лет. Как вы думаете, есть такой предмет, который можно учить 22 года подряд, да так и не выучить? Есть! Название ему - эстонский язык.

Да-да, есть у меня знакомые, которые больше двадцати лет изучают эстонский язык и с гордостью всем об этом рассказывают. Пару раз видел таких знакомых в эстонских кафе. Они напоминают мне глухонемых. Трудно забыть их выпученные страдальческие глаза, нервное тыканье пальцем в меню, невнятное отрывистое гуканье и снисходительную ответную улыбку официанта. В такие моменты самому хочется стать глухонемым и не слышать, как образованный и вполне интеллигентный человек становится похожим на отсталого индонезийского туземца. Предлагаю сохранить оптимизм и выяснить, что мы делаем неверно.


Первый факт. Русские - это титульная нация.

 

Мы всегда помним, что Россия - это сверхдержава, что мы - великая нация, что русская культура - самая культурная культура и что наша армия всех сильней. Не берусь сейчас судить, насколько эти мнения обоснованы и верны. Уверен только в одном: они мешают учить эстонский язык. А заодно и латвийский, литовский, грузинский, армянский, польский, чешский, азербайджанский и десятки других! На время урока оставьте мысли о своем превосходстве и изучайте язык, как изучали бы языки других титульных наций - английский, французский, немецкий. И не надо никакой политики, никакого национального чванства, ничего личного!

Второй факт. Невозможно сдать эстонский!


Мы живем в городе, где коренных эстонцев меньше пяти процентов. Разумеется, доля сдающих здесь эстонский язык гораздо меньше, чем в других городах. В Нарве много тех, кому не повезло на экзамене, кто разочаровался в своих возможностях, кто после пары-тройки попыток общения ощутил безнадежность выучить эстонский язык. Большая часть этих людей прекращает реально изучать язык и начинает ныть и жаловаться. Причем занимаются они этим активно и страстно, становясь с годами профессионалами. Перестаньте слушать их жалобы и учите язык. Сдать в Нарве экзамен на категорию трудно, понимать эстонский язык и начать на нем общаться еще труднее. Трудно, но не невозможно.

Третий факт. Пара слов об экспресс-методах.

 

Впервые об этой методике изучения иностранного языка услышал пару десятков лет назад. Это была реклама экспресс-метода Илоны Давыдовой. Воображение моментально нарисовало идиллическую картину, в которой я, надев наушники, еду в автобусе, кручу педали велосипеда или иду по городу, думаю о своем и одновременно, безо всяких усилий, качественно и быстро изучаю английский язык. Реальность оказалась несколько другой: после десятикратного прослушивания аудиоуроков, звучащая в них мелодия стала навязчивой и мешала уснуть по вечерам, а от голоса диктора начинало подташнивать.  Ленивое пассивное слушание иностранных текстов себя не оправдало и нужных языковых рефлексов не выработало. И не выработает!

 Четвертый факт. Читайте журналы, смотрите телевизор.


Чтение литературы и просмотр телепередач - очень эффективные помощники в изучении иностранного языка. Но если языковые знания и навыки не развиты, то такое обучение превращается в серьезный и требующий напряжения труд с выписыванием слов и словосочетаний в тетрадь и работой со словарем. Расслабленно поваляться на диване с эстонским журналом в руках и каналом эстонского телевидения перед глазами не выйдет. Либо это превратится в полноценный самостоятельный урок либо в бессмысленное разглядывание картинок и кадров. Учебная деятельность вообще не сочетается с ленью и расслабленностью. Результат появляется лишь тогда, когда мозговая деятельность находится в тонусе. Поэтому эффективным средством для изучения языка может стать компьютер. Ученик играет, слушает и читает текст любимой песни, решает упражнения и головоломки, ставит рекорды, соревнуется с соперниками. Ему интересно. Увлеченность и чувство азарта подстегивает мыслительные процессы. Если в такую игру добавить языковой элемент, то результат будет положительным и впечатляющим.

Пятый факт. Изучение в общении.


Предмет гордости некоторых изучающих эстонский в том, что они наконец заставили всех своих родственников и друзей "заговорить" по-эстонски. Общение идет полным ходом: бабушка по телефону вместо "але" отвечает "ну тере-тере", тетя при встрече говорит "привет, каллис", сосед в домофоне проиозносит "минакулин" или "минарягин", а знакомый кассир пробивает в магазине "два кохупима и один апельсинимахл". Все бы ничего - все увлечены, активны, приветливы и рады, да только вот беда - язык не учится. К сожалению, те двадцать слов, которые разом начинают использовать все окружающие люди, в реальности не имеет ничего общего с изучением эстонского языка. Было бы более полезно (и приятно), если бы в эстонском кафе вместо вытаращенных глаз и беспомощного гуканья, были сделаны попытки внятно задать один-два вопроса официанту. К сожалению, дальше, чем "ма эй оска эсти кельт" дело не идет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий