воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Реформа нарвских школ - реальность и возможности.



В Нарве работают двенадцать общеобразовательных школ, девять из них – гимназии. В них учатся примерно 6000 учеников, тысяча из которых – гимназисты. К следующему учебному году в городе будут сокращены около 40 педагогов. Более 44% основного бюджета города в 2013 году будет израсходовано на образование и культуру. Логика подсказывает, что при таком уровне финансирования нарвские детские сады и школы должны развиваться и процветать, но этого не происходит. Более того, среди работников дошкольного образования нарвские воспитатели  детских садов получают одну из самых низких зарплат в Эстонии. 

К чему приводит отсутствие действий.

Реформа общего образования идет по всей Эстонии. Нарву изменения коснулись пока еще очень мало. Основная причина нашей отсталости ясна.
Большинство местных жителей ограничено  лишь русскоязычными информационными источниками и не имеют возможности увидеть общую картину изменений. Этим можно воспользоваться для того, чтобы преподнести ее под любым углом и таким образом сформировать у общественности определенное мнение. Собственно, что-то подобное сейчас и происходит. Очень удобное поле для манипуляций. 

Согласно закону об основной школе и гимназии, у местных властей открыто немало возможностей для реорганизации школьной сети. Некоторые самоуправления уже завершают процесс изменений. Другие планируют реформу с наименьшими потерями для себя и максимальной выгодой для школьников и местных жителей. «Мы не будем торопиться. Посмотрим»  – говорят в Нарве и ничего заметного не делают.    

Вопросы, связанные с изменениями в школьном образовании, остаются без ответа. Нас "успокаивают", говоря, что ситуация в порядке и никакие реформы не нужны. В то же время уже сейчас в городе происходят совсем нерадостные перемены. Для экономии средств гимназиям приходится объединять классы - это значительно ухудшит качество образования. Из-за нерентабельности гимназической ступени приходится содержать ее за счет средств основной школы. Кроме того, уже в этом году школы будут вынуждены сократить 40 педагогов. Вот вам и "посмотрим"!

Есть еще другая сторона бездеятельности. Европейские фонды распределяют свои средства поэтапно. Следующий этап начнется в 2014 году и закончится в 2020. На данный момент каждое самоуправление имеет возможность сообщить правительству о своих нуждах  для того, чтобы получить необходимое финансирование.  Нарве необходимо новое, отвечающее всем требованиям современного образования, здание гимназии. Вот только нигде не слышно о том, что у города есть планы строительства такого здания.  Будет обидно, если срок подачи заявки пройдет, а город не успеет составить и отправить соответствующие документы. Самое новое школьное здание в Нарве было построено 25 лет назад и есть большая вероятность, что средства на гимназию  мы получим.  Вернее получили бы, если бы занялись этим проектом всерьёз.

Что надо сделать?

Первое. В городе надо открыть частный русский лицей. Найти спонсоров среди предпринимателей, начать переговоры с русским консульством, постараться получить деньги из европейских фондов. Это амбициозная задача. Пользы от нее будет несравнимо больше, чем от русской школы по интересам, в которой собираются дублировать предметы, и так преподаваемые на русском языке. 

Второе. Помимо открытия частного русского лицея, нужно позволить Министерству Образования построить в Нарве государственную гимназию. Государство открыто для диалога и готово поддержать эту инициативу. Это будет новое современное здание для гимназистов, готовых к изучению предметов на эстонском языке.

Третье. Оставить в городе только две гимназии: частный русский лицей и государственную эстонскую гимназию. В этом случае в них будет сконцентрирован лучший педагогический состав, а тысяча нарвских гимназистов будет получать знания не только в удобных современных условиях, но и у самых сильных преподавателей города.

Четвертое. Оставшиеся школы Нарвы сделать основными. В этом случае с одной стороны  школы перестанут терять средства на дополнительное финансирование гимназической ступени, а с другой – все выпускники основных школ будут иметь одинаковые шансы при поступлении в гимназию.

Пятое. Внимательно проанализировать ситуацию и расформировать школы таким образом, чтобы перестать тратить лишние средства на их содержание, ремонт, отопление и оснащение. Работников устроить в другие учебные заведения, а на сэкономленные средства поднять зарплаты в детских садах.

Шестое. Вести плотную совместную работу с Министерством Образования, настаивая на смягчении языковых требований для части педагогов, работающих в нарвских гимназиях. 

Седьмое. В результате реформы освободятся средства, часть которых можно будет распределить на поощрение работников образования: награждения и поддержку действующих педагогов, качественные курсы дополнительного обучения, персональные пенсии для заслуженных учителей.

И ведь нет ничего невозможного. Цели амбициозные, но вполне достижимые. 
Что мы получим в результате реформы? 
- сохранение русскоязычного образования в частном русском лицее, 
- возможность получения качественного образования на эстонском языке, 
- новое здание государственной гимназии, 
- равные возможности для поступления в гимназию для всех учеников, 
- экономию городских средств, 
- финансовую поддержку государства, 
- увеличение зарплат, 
- чувство уверенности педагогов, испытывающих проблемы с изучением эстонского языка,
- повышение уважения к профессии учителя.

Если приступить сегодня, то через 4-5 лет выиграют все.


Комментариев нет:

Отправить комментарий