воскресенье, 31 марта 2013 г.

Семь мифов нарвских школьников.


В процессе работы в школе приходится сталкиваться с разнообразными предрассудками. Кто-то ненавидит евреев, негров, эстонцев и американцев. Некоторые считают, что за последние 20 лет в Эстонии не произошло никаких изменений и мы живем точь-в-точь как в 1993 году. Другие уверены, что лучшее образование можно было получить только в советской школе. Одновременно смешно и грустно слышать такие вещи от школьников в возрасте 13-17 лет. За подобными словами вижу переживания и страхи их родителей. В своей жизни дети еще не успели встретиться ни с эстонцами ни с неграми, а уже полны ненависти к ним. Они практически ничего не знают о жизни в начале 90-х и тем более не представляют себе учебу в советской школе, но пытаются авторитетно рассуждать на эти темы. Познакомлю вас с некоторыми популярными мифами нарвских школьников.

 

Миф первый: самое лучшее образование давала старая добрая советская школа.

Существуют  хорошие и плохие учителя, врачи, полицейские, политики, юристы и даже дворники. Практически в каждой сфере деятельности есть настоящие профессионалы и те, кому в этой области не место. Так было двадцать пять лет назад. Так есть и сейчас. Фигура советского учителя окружена ореолом романтизма, по которому ностальгирует часть взрослого поколения. Дети склонны повторять слова своих родителей, выдавая их за свои. Поэтому рассуждения шестнадцатилетнего мальчишки о чудесных результатах советской школы вызывают улыбку и чувство сожаления о том,  что на уроке нет времени, чтобы дать парню осознать свое заблуждение. 


Миф второй: учителя сейчас не те, что раньше, вот в советские времена были оо-о!

Есть определенная группа людей, которая считает, что 30 лет назад и трава была зеленее и солнце - ярче. Они найдут сто причин, чтобы воспеть советских учителей, прежний общественный строй, качество продуктов питания, медицину, социальное обеспечение, жилищные условия, моду и праздники. Обычно спорить с ними бесполезно - их точка зрения навсегда застряла где-то в восьмидесятых, и они готовы стоять за нее насмерть. У них стойкий иммунитет к внешним источникам информации, поэтому никакая логика не заставит их поверить в то, что хорошие учителя были, есть и будут в любом обществе и в любое время.

 

Миф третий: современные обучающие методики неэффективны.

Несколько десятков лет назад процесс учебы концентрировался на личности учителя, сейчас же главный участник обучения - это ученик. Раньше основными источниками информации были учитель и учебник. Теперь разнообразных учебных материалов у школьника - ну просто завались, и более важными задачами стали поиск достоверных источников и работа с ними. Для современных детей естественной стала виртуальная среда общения. Многие задания они получают самостоятельно, а роль учителя сводится к организации удобной и эффективной учебной среды и наставничеству. Педагогика постоянно совершенствуется, но существует немало людей, которые в силу разных причин не могут привыкнуть к изменениям и критикуют современные методы обучения. Правда, если вдуматься, то по сути ничего другого им и не остается.

Миф четвертый:  все эстонцы нас ненавидят!

Этот миф дает бесконечную пищу для разного рода махинаций на протяжении более чем двух десятков лет. Прекрасно известно, что присутствие образа "врага" мобилизует силы и заставляет человека действовать, настраивая его на определенный лад. Если такого образа нет, то его можно выдумать искусственно. Этим умело пользуются журналисты, политики и прочие манипуляторы общественным мнением. Этнических эстонцев беспокоят вопросы здоровья близких, реформ в школьном образовании, коммунальных платежей, повышения счетов на электричество, курсов повышения квалификации, наличия мест в детских садах,  отношений с родственниками, работы и отпуска.  В большинстве своем они, не ненавидят русских, а просто хотят спокойной, стабильной жизни и уверенности в будущем. 


Миф пятый: мы учимся на эстонском, но ничего не знаем.

Это мнение распространено в основном среди успешных учеников 7-9 класса языкового погружения. Хорошие ученики имеют склонность к излишней самокритичности и готовы расстраиваться из-за отсутствия прекрасных знаний по языку. Так ведь они потому и учатся на эстонском, чтобы лучше его усвоить! Учителя гимназии отмечают значительную разницу среди тех, кто начал изучать предметы на эстонском в десятом классе или по программе языкового погружения в седьмом. Непросто оценить качество обучения предмету на эстонском языке, но когда вижу, что в гимназии появляются ученики, которые могут свободно и без комплексов поддержать беседу с эстонскими сверстниками, то понимаю, что усилия в классах языкового погружения потрачены не зря.

Миф шестой: все высшее образование в Эстонии платное.

Каждый выпускник гимназии имеет возможность поступить на бесплатное место в государственных университетах и колледжах. Подробная информация об условиях поступления размещается на сайтах высших заведений. От ученика требуется выбрать будущую профессию, вуз и приложить усилия для выполнения необходимых требований. Свое первое образование я получил, поступив на бесплатное место в институт биологии и географии Тартуского Университета в 1999 году. В настоящий момент заканчиваю магистратуру в институте образования и социологии там же в Тарту. Бесплатно. Возможности для бесплатного высшего образования в Эстонии есть - было бы желание.

 

Миф седьмой: в эстонском обществе больше 20 лет не происходит никаких изменений.

Признаюсь, был так удивлен, впервые услышав это от девятиклассника, что не сумел быстро и убедительно объяснить бредовость его точки зрения. Ученик, сказавший это  уже второй год учится в нарвском училище и, надеюсь, поменял свое мнение. Сравните фотографии двадцатилетней давности с тем, что происходит вокруг сейчас. Думаю, других объяснений не требуется.

Танки таманской дивизии стреляют по Дому Советов России 4 октября 1993 года.
Выпускники 90-х.
Митинг постсоветсткого времени.
Популярная и революционная игра 1995 года  DOOM 2.



Знаменитая Nokia 3110, выпущенная в 1997 году.


Happy Nation - известная песня популярной шведской группы Ace of Base.














Комментариев нет:

Отправить комментарий