понедельник, 4 марта 2013 г.

Школа в Нарве – куда идешь?



http://www.local802afm.org/wp-content/uploads/2013/01/road_to_hell_Justin_Thornton.jpg

Во всех нарвских общеобразовательных школах обучается около шести тысяч учеников. Для них, для их родителей, а также для педагогов и многих других нарвитян, важно знать, что происходит сегодня с основными школами и гимназиями в Нарве, чего стоит боятся и на что надеяться, и какие перспективы нас ожидают.


Какие трудности у школы?


Я нарвитянин. Родился и вырос в Нарве. Работаю учителем. Своих первых учеников встретил девять лет назад в сентябре 2003 года. Считаю серьезными и важными проблемы школьного образования. Почему? Ответ прост.

Во-первых, школа, как и семья, формирует менталитет подрастающего поколения. От школы зависит многое. Кого мы увидим в будущем - узколобых самодовольных бездельников или умных, деятельных и честных специалистов, имеющих потенциал и желание жить и работать для процветания родного города и страны?

Во-вторых, школа является зеркалом, отражающим проблемы и особенности времени и общества. Понаблюдайте за группой детей, пообщайтесь с ними. От них вы узнаете очень многое - о месте, в котором они живут, о людях, которые их окружают, об их принципах, целях, ценностях. Школа - это индикатор настоящей жизни
и значимый фактор для формирования общества в будущем. Очень важно, чтобы проблемы школы решались быстро и качественно. В противном случае через 10-15 лет они проявятся в новом свете и с новой силой.

Переход на эстонский язык обучения и отделение основной школы от гимназии: вот две серьезные задачи, которые стоят перед работниками образования. Особенно остро всевозможные решения воспринимаются у нас, в третьем по величине городе, где 97% жителей - неэстонцы.

 

Две проблемы вместо одной.


Пока вопрос сохранения русскоязычного образования с пафосом и звучными призывами обсуждается в русском обществе, учителей Нарвы уже третий год занимают совершенно другие проблемы. В какой форме пройдет отделение основной школы от гимназии? Какая гимназия прекратит свое существование первой? Сколько гимназий будет закрыто? Сколько откроется новых? Каким образом будут сформированы классы, параллели, предметные программы, учителя, администраторы? Кто потеряет работу? Кто останется?

Эти вопросы демотивируют и парализуют, развивают чувство неуверенности и апатии. В то время, когда многие местные самоуправления нашли выход, реорганизация системы образования Нарвы стоит на месте. Наши гимназии пытаются сохранить свой статус и эти попытки напоминают затянувшуюся агонию. 

В Нарве двенадцать школ, девять из которых - гимназии. В 2011/12 учебном году в 10-12 классах обучалось 1055 гимназистов. Если поделить учеников поровну, то на одну школу придется примерно 100 человек. Гимназическая ступень требует значительных затрат, которые не окупаются из-за слишком маленького количества учеников. Часть расходов покрывается деньгами, которые выделены для основной школы. В результате основная школа лишается части своих средств, а гимназия так и не получает достаточной поддержки. Это проблема должна быть решена.

Я сторонник взвешенных и обдуманных действий. Мне хочется видеть стратегию и план развития нарвского школьного образования. В нем должен быть обзор и анализ текущей ситуации, указаны цели, на которые будут потрачены сэкономленные средства. Необходимо выяснить, какие учителя в состоянии пройти необходимое переобучение и эффективно продолжать свою деятельность. Программа развития должна учесть потребности педагогов, которые не могут выучить эстонский язык. Никто не должен пострадать!


Нужно узнать, каких специалистов не хватает, не только для отдельной школы, но для города в целом. Сделать запрос в Министерство Образования и пригласить этих специалистов в наш город. К нам не хотят ехать? Тогда нужно приложить усилия, чтобы хотели!

Нарвские школы должны адаптироваться в условиях существующих законов, сохранить культуру и улучшить качество образования. Нарва обладает мощным потенциалом, и наши выпускники всегда были и остаются конкурентноспособными. Молодой русскоязычный специалист на высоком уровне владеющий эстонским языком ценится на рынке труда гораздо выше эстонца, который не знает русского. Необходимо приложить все усилия, чтобы молодые специалисты могли получить здесь достойные условия для жизни и работы. Это одно из важнейших решений для города, население которого стремительно уменьшается.

Куда идем?


Во всех школах Нарвы сейчас непростые времена. Пройдет определенный период, и многое изменится. Перемен не избежать. Безответственно и недальновидно откладывать решение проблем и ожидать, что отделение гимназии от основной школы произойдет само собой, а проблемы с языком обучения исчезнут без активного вмешательства на всех уровнях.

Надо обратить внимание на обучение учителей, на распределение количества учеников по школам, на сотрудничество с вузами и местными самоуправлениями, которые имеют опыт решения подобных вопросов. Завязать тесные отношения с Министерством Образования, заставить вникнуть его в суть проблем Нарвы, заручиться поддержкой. Особое внимание уделить уменьшению бюрократической нагрузки на учителей. Перестать боятся эстонцев. Научиться видеть в них союзников.

Необходимо приложить все усилия и создать для города позитивный имидж, показать, что у нас есть честные, достойные, активные, ответственные специалисты.

Надо верить и делать.



Комментариев нет:

Отправить комментарий